17 августа 2020 года на стратегической сессии по развитию проекта обучения ИТ и цифровым навыкам в Пермском крае генеральный директор«Атлас Коммуникации» Татьяна Ратина поделилась результатами анкетирования педагогов страны. Итоги массовых опросов заставили по-новому взглянуть на проблему цифровой грамотности в условиях внезапного онлайна. Очевидно, что пандемия заставила сменить фокус понимания цифровых компетенций. Если раньше они сводились к умению включить компьютер, то сейчас речь идет о способности организации обучения в цифровой среде.
Исследования НИУ ВШЭ,Университета НТИ 20.35 иЯндекс. Учебника, в которых приняли участие сотни тысяч педагогов всех регионов страны, выявили тотальное увеличение нагрузки и эмоциональную усталость, обусловленные особенностями нового формата коммуникации. Большая часть учителей давала материалы на самостоятельное изучение, и только 16% проводили уроки по видеосвязи. По мнению исследователей, большинство проблем цифрового образования кроется в «западании» навыков 4К и softskills. А ведь именно этому дети должны учиться у педагогов.
В этой связи остро встает вопрос о смене подхода к повышению квалификации учителей. Необходимо менять тренд пассивного поглощения информации и усиливать личную мотивацию педагогов.
Еще один участник экспертного трека, Глеб Лихобабин, основатель проекта GeekTeachers, призвал учителей, заинтересованных в профессиональном и личностном развитии, создавать собственные проекты, воплощать авторские идеи и формировать вокруг себя сообщество единомышленников. Слушатели получили конкретные рекомендации - 3 must хорошего проекта:
Директор регионального центра трудовых ресурсов Евгения Галкина представила новый организационный механизм решения проблемы разрозненности ресурсов и перегруженности педагогов – АИС «Кадры в образовании. Самарская область». Система позволяет оптимизировать ряд делопроизводственных процессов и выстраивать индивидуальную траекторию профессионального развития педагогов региона.
Новый 2020-2021 учебный год будет новым во всех смыслах: впереди нас ждет долгий путь переосмысления результатов внезапного перехода на дистант и неизбежного внедрения цифровых технологий в профессиональную деятельность каждого педагога страны.